Иммиграция во Францию – процесс предоставления политического убежища .

(взгляд изнутри)


краткий словарь

 

первые шаги

подача прошения

префектура

ОФПРА

обоснование

работа

жилье

социальные блага

медицинское обслуживание

культура и развлечения

апелляция

зачем???

необходимые адреса

 

назад вперед

Транспорт

Транспорт во Франции – явление здорово дорогое. Например, билет на одну поездку по Парижу стоит в кассе метрополитена 1,30 евро. Если брать так называемую “книжечку” ("карне дэ тикет" по-французски) - это 10 билетов, то обойдется она вам уже дешевле – 9,60 за 10 штук. Самый дешевый выход – это покупать проездной. В Париже это называется “карт оранж” и стоит он на зону Парижа 47 евро в месяц. Зоны в метро распределяются так – собственно Париж – это первая (она в общем объединена с второй) зона, по размерам, если у вас есть с чем сравнивать – это приблизительно как центральный административный округ в Москве. Если сравнивать у вас не с чем, скажу, что собственно Париж можно пройти пешком, например, с севера на юг за 4-5 часов. 

Метро в основном ездит только по собственно Парижу. Ближайшие пригороды Парижа, опять же для тех, кто знает, это по расстоянию приблизительно как московские спальные районы – Кузьминки, например или Бутово, это 3-4 зоны. Ездят туда в основном местные электрички RER (правильно произносится приблизительно как “ЭР-О-ЭР”. Билеты туда ощутимо дороже, например 10 билетов в 4 зону стоят 15 евро.

Конечно же, товарищи беженцы за метро не платят!!! Сама система турникетов в Парижском метро построена так, что через них очень легко перелезать (перепрыгивать, подлезать снизу, или проходить вслед за законопослушными гражданами, имеющими билет), причем, тетеньки (или дяденьки) сидящие в кассах, как правило, все это безобразие видят, но поделать ничего не могут – ну не их это дело! Народ, конечно же этим эффективно пользуется и количество безбилетных пассажиров в Парижском метро сравнимо с количеством имеющих билеты. Очень часто приходится наблюдать, как за одним товарищем с билетом пролезают 4-5 товарищей без билета. Причем "жентийные" французы относятся к безбилетникам очень лояльно - улыбаются и даже стараются придержать дверку, чтобы вам было легче пролезать. 

Термин "жентийность" происходит от французского слова "gentil"("женти"), что в переводе значит "любезный", "милый", "воспитанный", однокоренное слово с английским "джентельмен". Французы вообще гордятся своей "жентийностью", если французу сказать, что он "не женти" (по-французски это звучит как "па женти"), он покраснеет, побледнеет и постарается всячески исправить свою ошибку.

Все это было бы очень прекрасно, если бы не наличие контролеров. 

Контролеры в парижском метро – люди ушлые и хитрые, причем передвигаются они стаями в виде “летучих отрядов”. Иногда они довольно открыто стоят в переходах, причем стараются встать в тех местах, куда надо подниматься по эскалатору – по эскалатору обратно особо не побежишь. Очень любят они встать в какой-нибудь закоулок, где их практически не заметишь, недалеко от турникетов, а к турникетам выставляются “агенты” в штатском (сами контролеры одеты в форму этакого темно-зеленого цвета, из-за чего некоторые любители пошутить называют их иногда “армией зеленых”), причем, стараясь не привлекать внимание. Такой штатский агент, видя, что вы перелезаете через турникет может даже поддержать вам дверь, чтобы вам было удобнее, а как только вы окажетесь на территории метро (за территорией турникетов они вас ловить не имеют права), быстренько покажет вам удостоверение и отведет к группе контролеров в укромный уголок. Сопротивляться контролерам, или убегать – не советую, полиция в Париже работает очень быстро и эффективно и попыток сопротивления не прощает.

Беседа с контролерами сводится в основном к тому, что надо заплатить штраф (около 40 евро), но господа беженцы, как правило, денег с собой не носят (даже если и носят – показывать не стоит, а обыскивать вас контролеры ни в коем случае не имеют права, это эксклюзивное право парижской полиции, ее можно отличить по огромной надписи "POLICE" на груди или на спине и по темно-серой окраске). Удостоверившись, что штраф вы платить не собираетесь, у вас требуют “удостоверение личности” (“пьес д' индентите”). Это может быть и “домисиль”, выданный вам на первое время пребывания во Франции, и зеленая или желтая бумаги, и вообще все что угодно. Затем вам выписывают штраф (около 50 евро) и отпускают. Все! Большего сделать эти товарищи не могут, и вы спокойно продолжаете свой путь (иногда правда особо ушлые требуют, чтобы вы вышли из метро, тогда приходится идти к другой ближайшей станции). 

Пока вы проситель убежища вы, в общем-то, для французского законодательства не существуете, и принудить вас выплачивать штраф никто не может.

Кстати, штраф выписывают на какой-то конкретный адрес – ваш официальный адрес написан в ваших “желтых”,  “зеленых” или “красных” бумагах, но если у вас какой-то другой документ, то придумать адрес – головная боль контролеров, были например случаи, когда при наличии российского загранпаспорта выписывали штраф на адрес российского посольства – хе-хе!

Минусы такого “веселого” способа передвижения вы ощутите в полной мере в случае позитивного решения вашего дела, когда получите право на работу, открытие банковских счетов и получение более-менее приличных пособий. Вам придет по почте повестка из суда о том, что вы должны заплатить некую сумму (она сложится из ваших штрафов, причем умноженных раз этак в 10). Сумма эта может достигать очень внушительных размеров, например одна знакомая семья, получив через 3 года бесплатного катания “позитив”, в придачу к долгожданным документам получила этакий “довесок” в виде 15 тысяч евро штрафных санкций. Уклониться от штрафных санкций, уже имея легальные документы практически невозможно – правосудие во Франции - вещь серьезная. Можно конечно начинать долгий и хлопотный процесс в суде, подавать апелляцию, глядишь после долгих мытарств вам и удастся скостить значительную часть штрафной суммы и договориться выплачивать остаток по частям в течение нескольких месяцев.

Впрочем, не все совсем уж тоскливо, есть довольно гипотетический шанс, что штрафы вам аннулируют. В какой-то мере это может сделать ваш социальный ассистент (если у вас с ним хорошие отношения), надо только добросовестно приносить ему квиточки от штрафов, которые вам выдают контролеры. Иногда французское правительство делает барственный жест и по случаю особо грандиозных праздников (президентские выборы, например, или иногда в “День взятия Бастилии” - 14 июля) объявляет об аннулировании штрафов. Говорят еще, что если вас не смогли найти и всучить судебный иск в течение 2 лет, он тоже аннулируется, хотя прятаться 2 года от французского правосудия – задача довольно сложная.

В общем, каждый сам для себя решает, как ему лучше – платить или не платить за проезд.

Если вам нравится игра в “кошки-мышки” с контролерами – играйте на здоровье, в общем-то, если вы постоянно настороже, вечно оглядываетесь в поисках контролеров и стараетесь не появляться на тех станциях, где они постоянно “пасутся” это дает неплохие результаты. Однако, довольно многие граждане предпочитают сделать карточку “Solidarite transport” и покупать билеты за полцены.

Карточка “Solidarite transport” оформляется после того, как вы получите 100% медицинскую страховку – СМУ. Делается это относительно просто – надо попросить кого-нибудь, знающего французский язык позвонить по телефону 08 10 712 712. При этом нужно иметь перед глазами ваш сертификат СМУ и удостоверение личности. На другом конце провода зададут ряд вопросов и запишут ваш адрес. Через какое-то время по почте вам придет небольшая анкетка и конверт с обратным адресом. Вы ее заполните, вложите в конверт вместе с копией вашего СМУ и отправите. Еще через некоторое время вам придет письмо с этой самой карточкой, наклеите на нее фотографию и будете пользоваться. Действительна она только на территории Ile-de-France (“Иль де франсе”), то есть парижской области, в других районах или на дальние поездки не действует.

Кстати, билетик на метро действителен в течение 2 часов, так что если вы едете туда и обратно, “туда” билетик пробейте, а “обратно” можете спокойно перелезать через турникет (главное чтобы вас не поймали в момент перелезания), а контролерам, встретившимся по пути, смело показывайте пробитый по дороге “туда” билетик.

Кстати, в Марсельском метро вообще развита практика просить у выходящих пассажиров билетик, как правило, лимит времени еще остается и вы можете спокойно доехать по такому билетику куда вам нужно.

Как лирическое отступление могу сказать, что и во французском Дисней-ленде система похожая – там билет действителен на целый день (есть правда и билеты на два дня), а, пойдя на территорию Дисней-ленда можно кататься на всех аттракционах безо всяких билетов. Перелезать через турникеты в "Диснее" довольно сложно, сильно ловят, особенно взрослых (мелкие дети, как правило, проскакивают), проще подойти где-то около часу дня (к тому времени уже достаточно много народа выходит) и настрелять использованных билетиков у выходящих людей. Мы так ходили, довольно мило, дети вообще от Диснея в восторге, да и взрослым будет интересно. Надо же, в конце концов, как-то снимать стрессы…

Кстати, за попытку пролезть без билета на территорию Диснея не штрафуют, а просто доводят вас до станции RER и сажают на поезд до Парижа.

 


Июль 2003 г.

 
Используются технологии uCoz